Русский Фарфор
Источник в Интернет: http://antikvarnayasvalka.webzone.ru/russianch.htm

До Октябрьской революции по всей России славился кузнецовский фарфор, который выпускался на фабрике в Дулеве под Москвой (основана в 1832 году). С 1889 по 1917 год фабрика принадлежала товариществу М. С. Кузнецова (современное название Дулевский фарфоровый завод). Кузнецовский фарфор отличается безупречным техническим исполнением и изысканным, но эклектичным декором. В советскую эпоху Дулевский завод выпускал массовую продукцию: сервизы, украшенные крупными цветовыми пятнами, вазы, мелкую пластику. Отечественный фарфор привлекает главным образом российских коллекционеров, по цене он часто уступает западноевропейским изделиям, но его художественный уровень исключительно высок.

Наградная стопа с портретом цесаревича Алексея
Товарищество М. С. Кузнецова 1900-е годы.


Русский предреволюционный фарфор
Источник в Интернет: http://antique.spb.ru/?id=1435

Источник: "Русскiй Антикварiатъ"
Автор: Н.Георгиева

Русский фарфор предреволюционной поры развивался двумя расходившимися руслами:

1. Фарфор Императорского фарфорового завода, близкий ко двору и Академии художеств, подверженный влиянию официального вкуса и европейской моде, славившийся исключительными техническими достоинствами.

2. Фарфор частных заводов, не сходных по масштабу и времени появления

Выпуск фарфора был чётко дифференцирован между заводами:

- ИФЗ обслуживал двор
- Корниловский завод - высшую бюрократию, столичных коммерсантов и интеллигенцию
- Кузнецовские заводы - публику рангом ниже - богатых торговцев и предпринимателей, чиновничество, городское мещанство, зажиточные слои деревни

Ассортимент заводов складывался из нескольких самостоятельных групп:
- трактирного фарфора, выпускавшегося заводом Попова и Гарднера
- ходовой посуды, делавшейся на гжельских фабриках, к которым территориально и наследственно тяготели Дулево и другие кузнецовские заводы
- посудных форм, ведущих своё происхождение от ампира первой половины 19 века (чайник "каской", "батенинская" кружка и другие)
- огромного числа сервизов, возникших в период эклектики
- образцы нового стиля "модерн", по типу вывезенных из Европы на рубеже 19-20 веков

Усилиями Кузнецова "московский" фарфор распространился по всей стране, приобретая действительно промышленно-массовый характер. Дулевский завод Кузнецова превратился в крупнейшее фарфоровое предприятие России. Стремление в всеохватности рынка приводило к эклектике ассортимента, которая послужила позже основанием для осудительного понятия "кузнецовщина", отождествлявшегося с безвкусицей и художественной невзыскательностью. Некоторые самые массовые типы посуды, которые выпускались Кузнецовскими заводами, держатся и поныне: так называемые "парные" чайники (от "пары чая"), чайники "с губкой" и "без губки" выпускаются и сейчас на Дулевском, Первомайском (б. Песоченском) и Кузяевском (Гжельском) заводах.

 


Краткая история развития фарфора. Россия
Источник в Интернет:
http://www.pottery.ru/index.php3?mode=1&id=3139

Возникновение промысла. Художественные керамические изделия - это изделия из обожженной глины с минеральными добавками - фарфоровые, фаянсовые, майоликовые и гончарные, выполненные в национальном характере республики, края, области.

Гончарное искусство появилось в России в XlV-XV веке. На Украине поливные керамические изделия и изделия, украшенные цветными эмалями, изготовлялись в Киеве еще в X- Xlll вв. О древности существования на территории Казахстана гончарного искусства свидетельствуют наскальные рисунки 1 и 2 тысячелетий до н.э. В 4 тысячелетии до н.э. появились керамические изделия на территории Латвии.

В середине XVlll века в России широко было развито майоликовое производство, не уступавшее лучшим образцам керамики других стран Европы. Первый русский майоликовый завод был основан в 1724 году в Москве купцом А. К. Гребенщиковым. Изготовление художественной майолики здесь началось лишь в 1740 году. Этот год и считается началом развития отечественного керамического производства. Изделия вырабатывались массивными, больших размеров, с черепком желтовато-розового цвета, с синевато-белой эмалью, крупным цеком и росписью по эмали, подражающей росписи китайского и западноевропейского фаянса и майолики XVlll века.

К этому же периоду относится и выпуск обычной гончарной посуды, в том числе и майоликовой, керамическими мастерскими подмосковного Гжельского завода. Для гжельской дешевой посуды был характерен грубый розовый черепок и простая цветочная роспись в виде цветка или ветки по розоватой или палевой эмали. Ручная кистевая роспись фиолетового, желтого, зеленого и коричневого цветов отличалась простой и одновременно сочностью и легкостью мазка, очень обобщенно воспроизводящего стилизованные формы листьев и цветов. Такая роспись была присуща русскому народному искусству XVlll века.

Почти одновременно с майоликой в XVlll веке в России начинается выпуск фарфоровых изделий. Секрет производства фарфоровой массы пытались открыть многие ученые-химики.

Рецепт фарфора в России. Попытки организовать производство фарфора в России начались еще при Петре 1. По его заданию Юрий Кологривый пытался выведать секрет в Мейсене, но неудачно. В 1724 году русский купец Гребенщиков основал фаянсовую фабрику, на ней велись опыты по изготовлению фарфора, но они не получили должного развития.

В 1744 году, когда была основана Петербургская мануфактура, императрица Елизавета пригласила из Швеции И.-Кр. Гунгера, который уже содействовал раньше учреждениям в Вене и Венеции. Он 5 лет впустую "исследовал" и уехал. Управителем после него был назначен Дмитрий Иванович Виноградов, который организовал поисковую систематическую научно-техническую работу, которая должна была привести к разработке технологического производства фарфора.

В 1736 году Д.И. Виноградов, М.В. Ломоносов, Р. Райзер - по представлению Петербургской Академии Наук и по императорскому указу был послан в "немецкие земли для изучения между прочими науками и художествами особливо и главнейшие химии и металлургии к сему тому, что касается до горного дела или рукописного искусства". Обучался он в Саксонии, где находились тогда "славнейшие во всем немецком государстве рукописные и плавильные заводы" и где работали искуснейшие учителя и мастера этого дела. Д.И. Виноградов пробыл за границей до 1744 года и, получив звание бергмейстера, вернулся в Россию.

Перед Виноградовым стояло несколько сложнейших задач: самостоятельно разрешить все вопросы, связанные с созданием нового производства; на основе физических и химических представлений о фарфоре ему предстояло разработать состав фарфоровой массы и технологические приемы и способы изготовления настоящего фарфора; разработка рецепта глазури, а также рецептуры и технологии изготовления керамических красок разных цветов для живописи по фарфору.

В 1746-1750 годах велись поиски "рецепта" фарфоровой массы. Виноградов искал оптимальный состав смеси, совершенствовал рецепт, ведя технологические исследования по применению глин различных месторождений, меняя режим обжига и т.д.

Наиболее ранний из всех обнаруженных сведений состав фарфоровой массы имеет дату 30 января 1746 года. Вероятно, с этого времени Виноградов приступил к систематической экспериментальной работе по нахождению оптимального состава фарфоровой массы и продолжал ее до своей смерти в 1758 году.

С 1747 года Дмитрий Иванович приступил к изготовлению пробных изделий из своих опытных масс, как можно судить о том по отдельным экспонатам, имеющимся в музеях и носящим марку и дату изготовления (1749 и более поздние годы). В 1752 заканчивает первый этап работ Виноградова по созданию первого русского фарфора и организации технологического процесса производства.

Составляя рецепт, Виноградов старался зашифровать его. Он применял итальянские, латинские, древнееврейские и немецкие слова, пользуясь сокращениями. Это объясняется тем, что ему давались указания засекречивать работу, насколько это возможно.

Успехи Виноградова были столь заметны, что 19 марта 1753 года в "Санкт-Петербургских ведомостях" появилось объявление о приеме заказов на фарфоровые "пакетовые табакерки" от частных лиц.

Помимо разработки рецептуры фарфоровой массы и исследования глин различных месторождений, Виноградов разрабатывал составы глазурей, технологические приемы и инструкции по промывке глин на месторождениях, вел испытания различных сортов топлива для обжига фарфора, составлял проекты и строил печи и горны, изобретал рецептуру красок по фарфору и решал многие смежные проблемы. Можно сказать, что весь процесс производства фарфора ему пришлось разрабатывать самому и, кроме того, одновременно же подготавливать себе помощников, преемников и сотрудников различной квалификации и профиля.

В результате "прилежного труда" (оценка самого Виноградова), был создан самобытный русский фарфор, создан независимо от заграницы, не случайно, не вслепую, а путем самостоятельной научной работы. Императорский завод достиг больших успехов как по качеству фарфора, так и по разнообразию изделий из него, и русский уже при Виноградове занял подобающее ему место.

Развитие фарфорового производства. На место Виноградова потом поступил директор Русского монетного двора И. Шлаттер, а позднее И.-Г. Мюллер из Саксонии. Продукция первого периода (примерно до 1760 года) ограничивалась мелкими изделиями, как правило мейсенского образца. С царствованием Екатерины Великой (с 1762 года), которая с художественными целями приглашает иностранных модельеров, сменив значительную часть персонала, наступил художественный подъем. Восхищение французской культурой сказывается и на фарфоровом производстве: в формах и благородных декорах роскошной столовой посуды ощутимо влияние Севра. В области пластики примерно с 1780 года действовал в Петербурге Франсуа-Доминик Рашет, глашатай зрелого классицизма. При Екатерине еще находишь тут и там местную традицию, при Павле ее след окончательно теряется и изделия принимают ярко выраженный французский характер. За несколько упадочной в это время тенденцией следует новый подъем при Александре 1; однако, в третьей четверти XlX века воспрепятствовать художественному упадку было уже невозможно.

Одновременно с императорским заводом во второй половине XVlll - начале XlX века возникли коммерческие частные производства. В подмосковном селе Вербилки в 1766 году английский купец Ф. Гарднер основывает фарфоровое производство, которое выпускает дорогие сервизы, отличающиеся высоким качеством фарфоровой массы и росписи. Гарднеровский завод выпускал и мелкую пластику, доступную широкому кругу покупателей. Характерной для гарднеровской посуды была яркая, сочная цветочная роспись, близкая русской народной керамике. С 1829 года завод стал изготавливать фаянсовую посуду, декорированную печатью.

Конец XVlll - начало XlX века - время расцвета русского фарфора. Искусство фарфора развивалось вместе с архитектурой, воспринимало ее основные стилевые особенности. Барокко, ранний и поздний классицизм отражались в произведениях петербургского завода.

В первой половине XlX века в России возникает много частных фарфоровых заводов, большая часть которых сосредотачивается в Гжельском районе Московской области, поскольку этот район славился белыми глинами. Крупнейшим из них был завод А.Г.Попова, основанный в 1811 году недалеко от Сергиева Посада в селе Горбунове Дмитровского уезда. Вырабатывал завод высококачественные фарфоровые изделия разнообразных форм, с выразительной росписью.

Во второй половине XlX века концерн фабриканта М.С.Кузнецова, объединивший несколько крупнейших фарфорофаянсовых заводов, выпускает технически совершенные, но в художественном отношении эклектические изделия. В конце XlX века в искусстве русского фарфора намечается начало упадка. Формообразование фарфоровых изделий все больше превращается в бессмысленное усложнение форм, нагромождение деталей, причем нередко удивительно разнородных. В этот период Европа искала новые направления для развивающейся фарфоровой промышленности.

Новым стилем в искусстве стал модерн. Он господствовал и на Императорском заводе в 1906-1917 годах. Характерным для изделий стиля модерн были блеклые цвета, отсутствие образных композиций, изображение туманных закатов. Это соответствовало упадническим настроениям того времени.

В первые годы революции художники, работавшие на фарфоровых и керамических предприятиях, активно включились в создание новой пролетарской культуры. В это трудное и напряженное время не погасли горны фарфорового завода в Петербурге, являвшегося в течение полутораста лет школой для русского прикладного искусства. Было создано основное ядро мастеров и художников, окончивших петербургские художественные школы. Подготовка кадров в художественных школах России оказалась настолько высокой, что дала возможность создать одно из ярчайших и знаменательных явлений советского искусства - агитационный фарфор первых послереволюционных лет.

Агитационный фарфор наряду с плакатом оказался в 20-х годах XX века в числе самых революционных, передовых видов искусства. Было создано много интересных работ с росписью по фарфору, где революционные лозунги компоновались с рисунками, включающими новые советские эмблемы и жанровые сцены нового быта.

Советский агитационный фарфор был рожден Октябрьской революцией и явился не только свидетелем этой удивительной эпохи, но и активным проводником идей революции. Он был обращен к широким массам, а не к отдельным любителям и эстетам.

Новизна тематики принесла мастерам-керамистам определенные трудности, тем более что работать приходилось лишь по портретам и фотографиям. Новая техника потребовала и новых средств выражения. Сначала это была роспись на тарелках черным шрифтом различных агитационных лозунгов. Затем агитационный фарфор сближается с плакатом и оформлением революционных праздников. Немалое место в оформлении художественных изделий - чашек, тарелок - приобретает советская эмблематика - изображение серпа и молота, шестеренки, различных надписей. Иногда текст вплетается в орнамент. Роспись становится более сочной и декоративной.

С 1921 года художественный фарфор подчиняется задачам мирного строительства. Мастера и художники расписывают сервизы и отдельные предметы, украшают быт советских людей. К этому же времени относится и изготовление скульптуры из фарфора, изображающей людей эпохи революции (например "Красногвардеец", "Партизан в походе", "Матрос с цветком", "Матрос со знаменем", "Работница, вышивающая знамя" и др.). В агитационном фарфоре были широко использованы традиции крестьянского фарфора XlX века. Эта близость вызвала большой интерес советских людей.

Русский фарфор в наше время. Традиции старинного народного промысла фарфоровых изделий в настоящее время продолжают мастера Петербургского государственного фарфорового завода имени М.В. Ломоносова, Дулевского фарфорового завода и Вербилковского (Дмитровского) фарфорового завода. Художественное направление Вербилковского завода - народное. Эта народность была заметна и в старых вещах того периода, когда завод принадлежал Гарднеру. Кроме того, здесь стали работать художники с завода А. Попова, расположенного неподалеку и затем закрытого. А поповский фарфор славился своим ярким, праздничным русским характером. В советское время народная линия еще больше укрепилась в силу того, что художественное руководство было поручено К. Тихонову, глубоко ценившему национальные традиции. В свою очередь, Тихонов воспитал отличную смену. Сейчас главный художник - Е.Смирнов. Вместе с группой старых и молодых художников - А.Чекулиной, В.Лосевым, В.Папихиным и другими - он продолжает традиционную линию. Народная основа в современном понимании - вот тот плодотворный принцип, которому следуют заводские художники-фарфористы из Вербилок.

(Небольшое добавление: сейчас на Дмитровском заводе не работает ни один художник. Видимо, эта статья писалась очень давно, т.к. вышеупомянутые художники не работают там уже лет шесть. Эти данные от 14 матра 2001 года. Весь ассортимент завода в настоящее время - это использование старых наработок)

В их рисунках может почудиться и цветочный узор из старых басм , и заметна народная трактовка изобразительных элементов, народная манера в мазке и т.д. Но вместе с тем это вещи, лишенные аляповатого "украшательства", они современны и отличаются высоким вкусом.

На Дулевском фарфоровом заводе охотно использует мотивы русского народного творчества главный художник Петр Леонов. Ему свойственная яркая декоративность и смелые композиционные решения. Он не боится нарушить моду и привычные представления, но с глубоким уважением относится к народным традициям. В его сервизе "Красавица" остроумно и в высшей степени современно использована старая русская манера росписи - "агашка". Грубый прием мазка пальцем, рожденный необходимостью работать быстро, превращен художником в декоративный элемент высокого вкуса.

Леоновские вещи всегда можно узнать по широкой и свободной манере росписи (не исключающей традиционно-русского "узорочья"), яркой и веселой цветности, по народной декоративной орнаментике (творчески переосмысленной).

В настоящее время производство фарфора по числу предприятий и объему выпускаемой продукции занимает одно из первых мест среди предприятий народных художественных промыслов.

Леонович Ольга

Хостинг от uCoz